Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников
Цветы лотоса
Вырежьте из
цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите
лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в
таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это
происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и
лепестки раскрываются.
Делаем облако
Налейте в
трехлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см.). Положите на противень
несколько кубиков льда и поставьте его на банку. Воздух внутри банки,
поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет
конденсироваться, образуя облако.
Этот эксперимент
моделирует процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха. А
откуда же берется дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются
вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака.
Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в
виде дождя.
Рукам своим не верю
Приготовьте три
миски с водой: одну - с холодной, другую - с комнатной, третью - с горячей.
Попросите ребенка опустить одну руку в миску с холодной водой, вторую - с
горячей водой. Через несколько минут пусть он погрузит обе руки в воду
комнатной температуры. Спросите, горячей или холодной она ему кажется. Почему
есть разница в ощущениях рук? Всегда ли можно доверять своим рукам?
Всасывание воды
Поставьте цветок в
воду, подкрашенную любой краской. Понаблюдайте, как изменится окраска цветка.
Объясните, что стебель имеет проводящие трубочки, по которым вода поднимается к
цветку и окрашивает его. Такое явление всасывания воды называется осмосом.
Своды и тоннели
Склейте из тонкой
бумаги трубочку, чуть большую по диаметру, чем карандаш. Вставьте в нее
карандаш. Затем осторожно засыпьте трубочку с карандашом песком так, чтобы
концы трубочки выступили наружу. Вытащите карандаш - и увидите, что трубочка
осталась не смятой. Песчинки образуют предохранительные своды. Насекомые,
попавшие в песок, выбираются из-под толстого слоя целыми и невредимыми.
Что такое упругость?
Возьмите в одну
руку небольшой резиновый мячик, а в другую - такой же по размеру шарик из
пластилина. Бросьте их на пол с одинаковой высоты.
Предложите своему
ребенку быть мячиком. Прикоснитесь к голове малыша рукой, а он пусть немного
присядет, согнув ноги в коленях, а когда уберете руку, пусть ребенок распрямит
ноги и подпрыгнет. Пусть малыш попрыгает, как мячик. Затем объясните ребенку,
что с мячиком происходит то же, что и с ним: он сгибает колени, а мячик немного
вдавливается, когда падает на пол, он выпрямляет коленки и подпрыгивает, а в
мячике выпрямляется то, что вдавилось. Мяч упругий.
А пластилиновый или деревянный шарик не упругий. Скажите ребенку:
"Я буду прикасаться рукой к твоей головке, а ты коленки не сгибай, будь не
упругий".
Прикоснитесь к
голове ребенка, а он пусть как деревянный шарик не подпрыгивает. Если колени не
сгибать, то и подпрыгнуть невозможно. Нельзя же разогнуть коленки, которые не
были согнуты. Деревянный шарик, когда падает на пол, не вдавливается, а значит,
не распрямляется, поэтому он и не подпрыгивает. Он не упругий.
интересный, содержательный сайт.
ОтветитьУдалить