
Ритмическая игра с высокой
степенью эмоционального заражения. Облегчает включение в деятельность. Может
использоваться как игра для развития интонационной стороны речи (темп,
громкость).
Вышли мыши как-то раз
Посмотреть, который час.
Раз-два, три-четыре,
Мыши дернули за гири.
Вдруг раздался страшный звон –
Убежали мыши вон.
Участники рассказывают
стихотворение, сопровождая слова движениями (топают или хлопают ладонями по
коленям поочередно правой и левой рукой). Со словами «страшный звон» можно,
например, позвонить в колокольчик. Последняя строка произносится в быстром
темпе.
Вариант: участники могут
раскачиваться из стороны в сторону (см. игру «Шалтай-Болтай»), в конце
имитируют убегающих мышей.
К пятой строчке можно
постепенно увеличивать громкость, а последнюю строку проговорить очень тихо.
Гули-гули-гули-гоп
Ритмическая игра, в которой
тренируется переключаемость с одного действия на другое и внимание.
Гули-гули-гули-гоп
Сели Машеньке на лоб.
Крылышками хлоп-хлоп.
Гули-гули-гули-гоп.
Участники рассказывают
стихотворение и показывают, где лоб и как машут крыльями, под соответствующие
слова. Первая и последняя строка – хлопаем поочередно в ладоши и по коленкам.
Гуси
вы, гуси, красные лапки

Где вы бывали? Что вы видали?
– Мы видали волка. Он унес
гусенка.
Самого лучшего! Самого большего!
– Гуси вы, гуси, что ж вы
сидите?
Щипайте волка! Спасайте
гусенка!
В середину круга ставят
стульчик. На него садится ребенок – он будет «волком». Все рассказывают
стихотворение, при этом хлопая ладонями по своим коленкам. При словах «Щипайте
волка! Спасайте гусенка!» все начинают щипать водящего, пока он не убежит на
свой стульчик.
Вариант: стихотворение можно
рассказывать по очереди, как диалог. Например, между ведущим и другими
участникам или между взрослыми и детьми в кругу.
Дедушка
Егор
Ритмическая игра, в которой
можно работать над темповыми характеристиками деятельности и переключаемостью с
одного действия на другое.
Едет дедушка Егор.
Сам на лошадке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках.
Участники рассказывают
стихотворение, постепенно увеличивая темп. При этом хлопают в ладоши, топают
ногами или стучат руками по коленкам, ускоряя движения в ритме стихотворения.
Вариант: рассказывают и хлопают
в постоянном темпе, а перед словами «Внуки на козлятках» делают паузу в
стихотворении и остановку в движениях. Последнюю строчку произносят очень
быстро.
Ритмическая игра на подражание.
Дождь идет,
А мы бежим –
В домик спрятаться спешим.
Будет дождь стучать в окно –
Мы не пустим все равно.
Участники рассказывают
стихотворение и выполняют соответствующие движения: хлопают руками, топают
ногами, делают «крышу», соединяя руки над головой, стучат указательным пальцем
по коленке, мотают головой.
Дует
ветер
Ритмическая сенсорная игра.
Позволяет развивать тактильную сферу, слуховое внимание, восприятие. Помогает в
развитии эмоционального контакта.
Ветер по морю гуляет,
Ветер парус раздувает,
Парус / Васю / накрывает.
Участники берутся за края
платка. Поднимают и опускают его в ритме стихотворения. Платок накидывают по
очереди на каждого из детей со словами «Раз, два, три – лети!» Дети «ищут»
спрятанного, снимая с него платок.
Вариант: иногда читают другое
стихотворение:
Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме Бога одного.
Обычно его используют в группе,
где детям нравятся стихи, или когда играют с большим парашютом.
Еду,
еду к бабе, к деду
Ритмическая игра с ярким
изменением темпа.
Еду, еду к бабе, к деду,
На лошадке, в красной шапке,
В лапоточках,
По кочкам, по кочкам,
В ямку – бух!
Педагоги читают стихотворение,
постепенно увеличивая темп. Все топают в ритме стихотворения, также ускоряясь,
в конце игры наклоняются вниз.
Как
на горке...
Ритмическая игра на подражание.
Помогает в освоении пространства.
И под горкой – снег, снег.
Как на елке – снег, снег.
И под елкой – снег, снег.
А под снегом спит медведь,
Тише, тише, не шуметь.
Педагоги и дети рассказывают
стихотворение и сопровождают его движениями рук вверх и вниз. На слова «снег,
снег» хлопают руками по коленкам. Последние две строки: участники изображают,
как спит медведь и прикладывают палец к губам.
Лунь
плывет
Ритмическая игра на подражание,
позволяет тренировать переключаемость и изменение темпа.
Лунь плывет,
Лунь плывет!
Галки летят,
Галки летят!
Участники рассказывают
стихотворение и сопровождают его движениями. «Лунь плывет» – показывают
медленными движениями, а «галки летят» – быстрыми.
Мы
охотимся на льва
Ритмическая игра на подражание.
Мы охотимся на льва.
Не боимся мы его,
Если встретимся мы с ним,
То , конечно, убежим!
А что там впереди?
Высокая гора.
Над ней не пролететь,
Под ней не проползти.
А только напрямик!
Все рассказывают стихотворение
и сопровождают его движениями. Под слова пятой строки («А что там впереди?»)
ставят руку козырьком ко лбу. Затем показывают, где нельзя пролететь и
проползти, показывают вперед и изображают, как ползут по горе. После этого
стихотворение повторяется, но впереди оказывается «топкое болото», «широкая
река» и т. п. Препятствия может предлагать ведущий или сами дети, уже освоившие
правила этой игры.
Вариант: когда все изобразили,
со словами «Батюшки, лев!» можно «увидеть» льва и «убегать» от него через те же
препятствия, но в обратном порядке.
На
Алтайских горах
Ритмическая игра, способствует
развитию координации.
На Алтайских горах.
Жил великий падишах.
Ох-ах, ох-ах!
Захотелось падишаху.
Оху-аху, оху-аху!
Съесть большую черепаху.
Оху-аху, оху-аху!
Но большая черепаха.
Оха-аха, оха-аха!
Укусила падишаха.
Оха-аха, оха-аха!
И с тех пор тот падишах.
Ох-ах, ох-ах!
Ненавидит черепах.
Ох-ах, ох-ах!
Участники рассказывают
стихотворение и одновременно хлопают себя по коленям. На слова «Ох-ах» сначала
хлопают по плечам (левая рука по правому плечу, а правая – по левому), а потом
вновь по коленям.
На
болоте старый пень
Ритмическая игра с сильным
сенсорным (тактильным) компонентом.
На болоте старый пень.
Шевелиться ему лень.
Ты, пенек, вставай,
Из болота вылезай,
Кого хочешь, выбирай.
Один ребенок садится в центр
круга на табуретку. Все остальные участники игры раскачивают его вправо-влево
под слова стихотворения. В конце ребенок, который сидел в кругу, выбирает
следующего.
Вариант: вместо стула можно
использовать большой мяч, тогда ребенка раскачивают в разные стороны. Но это
более сильное вестибулярное воздействие, кроме того, такая игра требует от
водящего хорошей координации движений и функции равновесия.
Ритмическая игра-потешка,
позволяет тренировать внимание и координацию движений.
Надувала кошка шар,
А котенок ей мешал.
Подошел и ножкой топ,
И у кошки шарик: «Хлоп!»
Участники берутся за руки и,
поднимая их вверх, показывают, какой шар надувала кошка. Под слова второй и
третьей строчки топают ногами, на слове «хлоп» – хлопают в ладоши.
Ритмическая игра.
Рыбка плавала в пруду.
Папа выловил одну.
Мама жарила полдня.
Ну а съел, конечно, я!
Участники рассказывают
стихотворение, сопровождая слова соответствующими жестами.
Ритмическая игра, в которой
можно решать задачи расширения словаря и развития подражания.
Свинка Ненила
сыночка хвалила:
«Ты мой хорошенький,
ты мой пригоженький,
Ходит бочком,
Ушки торчком,
Хвостик крючком,
Нос пятачком».
Каждый из участников сначала
гладит соседа, потом ставит руки в боки, показывает, какие у свинки ушки (руки
на голове), хвостик (выставить согнутый указательный пальчик) и нос (кулачок
возле носа).
Правая
и левая
Ритмическая игра на подражание
и освоение схемы тела.
Правая и левая водят поезда.
Правая и левая строят города.
Правая и левая могут шить и
штопать.
Правая и левая могут громко
хлопать.
Ночь стоит над городом,
Руки так устали,
Правая и левая спят на одеяле.
Рассказывая стихотворение,
участники сопровождают его соответствующими движениями: показывают поочередно
правую и левую руки и подражают тем действиям, о которых говорится.
Солнышко
Ритмическая игра на подражание,
позволяет тренировать координацию движений.
Солнышко, солнышко,
Золотое донышко.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Побежал в лесу ручей.
Прилетели сто грачей.
А сугробы тают, тают.
А цветочки подрастают.
Участники берутся за руки,
рассказывают стихотворение и сопровождают его движениями. Первая строка –
тянутся вверх, вторая – опускают руки вниз. Третья и четвертая – поднимают руки
вверх и раскачиваются. Далее изображают руками волны в ручье и крылья грачей. В
конце каждый сначала медленно тянется до пола, а потом медленно поднимает руки
вверх.
Так
мы топаем ногами...
Так мы топаем ногами,
мы ногами, мы ногами,
Так мы топаем ногами
Солнечным весенним днем.
Так мы хлопаем в ладоши,
мы в ладоши, мы в ладоши,
Так мы хлопаем в ладоши
Солнечным весенним днем,
и т. д.
Участники рассказывают
стихотворение и выполняют те действия, о которых говорят. Можно имитировать
действия, которые ребенок делает по утрам («Так лицо мы умываем», «Так мы
волосы причешем» и т. д.). Если возможно, то предлагаем детям самим придумать,
что еще они хотят показать. В другое время года и в другую погоду меняют последнюю
строчку (например, «пасмурным осенним днем» и т. д.).
Та-та
– два кота
Ритмическая игра,
способствующая формированию схемы тела.
Два оранжевых хвоста,
Один кот в стакане,
Весь живот в сметане.
Участники рассказывают
стихотворение и одновременно хлопают в ладоши или по коленям. На последнюю
строчку гладят (отряхивают) живот. Игра повторяется для других частей тела.
У
Маруси две ноги
Ритмическая игра, направленная
на развитие координации, внимания и формирования интонационной стороны речи,
чувства ритма.
У Маруси две ноги:
Значит, и ботинок надо:
раз, два.
Ботинки одинаковые,
новенькие, лаковые,
С белыми носочками,
с красными шнурочками.
Обуть, нарядиться,
в дорогу пуститься.
Участники рассказывают
стихотворение и одновременно хлопают себя по коленкам. На «Раз, два» выставляют
вперед ноги по одной и затем прячут. Если участникам это трудно, можно
добавлять слово: «Спрятали». Пятую и шестую строчки говорят, постепенно
увеличивая темп. Последняя строка проговаривается медленно.
У
оленя дом большой
У оленя дом большой,
Он глядит в свое окно.
Заяц по лесу бежит,
В дверь к нему стучит:
«Тук, тук, дверь открой!
Там в лесу охотник злой!»
«Зайка, зайка, забегай,
Лапу мне давай!»
Рассказывая стихотворение,
участники сопровождают его соответствующими движениями.
Вариант: можно рассказывать и
показывать стихотворение несколько раз подряд, постепенно, от раза к разу
увеличивая темп.
Федя-Бредя
Ритмическая игра,
направленная
на эмоциональное заражение, включение в деятельность и стимуляцию речи.
Федя-Бредя съел медведя,
Упал в яму, крикнул: «Мама!»
Участники берутся за руки,
размахивают ими вверх-вниз, увеличивая темп. В конце хором кричат: «Мама!»
Черепаха
Ритмическая игра, направленная
на развитие сенсорной сферы и обогащение сенсорного опыта. Помогает развитию
слухового внимания, формированию схемы тела.
Шла большая черепаха
И кусала всех со страха.
За плечи (ножки / бока /
спинку...).
Кусь-кусь-кусь-кусь –
Никого я не боюсь!
Участники рассказывают
стихотворение и одновременно стучат руками по коленкам или по полу. Когда
ведущий называет часть тела, которую «кусает» черепаха (например, ножки), все
прячут свои ножки от черепахи. Со словами «Кусь-кусь-кусь-кусь – никого я не
боюсь!» Ведущий и другие взрослые щипают за ножки тех детей, которые их не
спрятали, привлекая внимание к соответствующей части тела, дожидаясь
эмоциональной реакции. Игра повторяется, а водящий называет другие части тела.
Шагает
слоненок
Шагает слоненок, скорей
погляди.
Хобот большой у него впереди,
Хвостик смешной у него позади.
Две толстых ноги идут впереди,
Две толстых ноги идут позади.
О нем я спою, а ты погляди.
Участники рассказывают стихотворение
и сопровождают его движениями: изображают хвост, хобот, «топают» руками, топают
ногами, показывают на себя и на любого из играющих.
Шалтай-Болтай

Шалтай-Болтай сидел на стене,
Шалтай-Болтай свалился во сне.
Вся королевская конница
И вся королевская рать
Не могут Шалтая,
Не могут Болтая,
Шалтая-Болтая собрать.
Все участники садятся поплотнее
(обычно для этого делают круг поменьше), берутся за руки и рассказывают
стихотворение «Шалтай-Болтай», раскачиваясь из стороны в сторону и подталкивая
при этом соседей плечами или локтями. Со словами «свалился во сне» наклоняются
вперед, а со словом «собрать» – сначала поднимают руки вверх, а потом снова
наклоняются.
Вариант: если участники сидят
на полу на подушках, то в конце стихотворения можно «падать» назад.
Комментариев нет:
Отправить комментарий